Права пассажира в случаях вынужденного отказа от авиаперевозки

Хабаровская транспортная прокуратура разъясняет, что в соответствии с положениями ч. 2 ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, пассажир имеет право на полное возмещение оплаты стоимости проезда в случаях  вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки.

Вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случаях:

  • отмены или задержки рейса, указанного в билете;
  • изменения перевозчиком маршрута перевозки;
  • выполнения рейса не по расписанию;
  • несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
  • несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;
  • необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;
  • болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, при условии уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс (согласно ч. 3 ст. 108 Воздушного кодекса РФ под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками - дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры);
  • непредоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;
  • неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом.

При возникновении вышеуказанных обстоятельств перевозчик обязан сделать отметку в перевозочном документе пассажира либо выдать пассажиру документ подтверждающий неисполнение договора перевозки.

После чего, в целях возврата денежных средств за перевозку, пассажиру следует обратиться либо в агентство, где приобретался билет, либо по месту нахождения авиакомпании и ее представительств.

Вместе с тем, следует отметить, что данные правила не распространяются при заключении договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего условие о невозврате провозной платы.

В таких случаях возврат денежных средств пассажиру не осуществляется, вне зависимости от причин неисполнения договора перевозки.

 

 

Помощник прокурора

юрист 2 класса                                                                           А.И. Никитенко